А320 — семейство
узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных
европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году, он стал первым
пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система
управления (ЭДСУ-«Fly-by-wire» по терминологии Эйрбаса).
До февраля 2008 конечный монтаж A320 производился только в
Тулузе, а с марта 2008, из-за большого спроса, конечный монтаж производится
также на заводе в Гамбурге-Финкенвердер. Все остальные версии А320
производились и производятся в Гамбурге-Финкенвердер. Кроме этого, в Китае была
открыта линия монтажа самолётов семейства А-320 с расчетной производительностью
4 машины в месяц (в 2011). Самым большим конкурентом семейства Airbus-A320
является семейство Боинг 737. А320 является вторым по популярности реактивным
пассажирским лайнером после Боинга-737.
Аэродинамическая
схема
Двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым
вертикальным оперением, с турбовентиляторными двигателями.
Двигатели
2 CFM
International CFM56-5A1 - стягойот111.2kN до 120.1kN (25-27,000lb)
или
2 CFM56-5A3 – с тягой 118kN (26,500lb)
или
2 CFM56-5B4
– c тягой 120kN (27,000lb)
или
2 International
Aero Engines IAE V2500-A1 - 113.4kN (25,500lb)
или
2 IAE V2527-A - 117.9kN (26,500lb).
Разработка
После успеха А300 консорциум Airbus начал разработку нового
самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт — Боинг-727
и ранние варианты Боинга-737. Предполагалось создать самолёт аналогичных
размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными
вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы А320 преимущество
перед основными конкурентами — Боингом-727 и −737.
Особенности A320
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия
А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной
клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для
загрузки багажа (после выпуска А318, на остальных самолётах семейства А320, в
основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced
version), такие как: — замена облицовочных панелей салона; более вместимые
полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %; новая Flight Attendant
Pannel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым
пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки
яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; LCD дисплеи в кабине
пилотов вместо электронно лучевых; Были также заменены некоторые компьютеры,
логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим
причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) А320 пользуется
большой популярностью по всему миру.
Другой особенностью Аэробуса А320 является передовая по
технической оснащённости (по мерке 1980-х годов) кабина пилотов. Вместо
механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии
его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых
экранов, занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические
самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками-«сайдстиками»(sidestick),
расположенными по бокам кабины. Эти джойстики не связаны с плоскостями
управления напрямую; любое движение джойстика обрабатывается бортовым
компьютером, и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам,
которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых
плоскостей..
Уровень шума взлетающего Аэробус А320 — 82 децибела.
Производство
Компоненты с различных заводов концерна «Аэробус» перевозят
для окончательной сборки в Гамбург (А318, А319, А321) и Тулузу (А320).
Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга».
В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007
году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A-320 из
Франции в Германию.
Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 36 в
месяц с 1 июля 2008 года .
Кроме того производство авиалайнеров типа «Аэробус 320»
налажено в Китайской Народной Республике. Планируется с 2010 года, что
китайские заводы концерна будут выпускать до 50 самолётов в год.
А-320 помогает «Аэробус Индастри» компенсировать потери,
связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта А-380. Портфель заказов
формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия.
Самой большой проблемой для «Аэробус Индастри» остаётся
низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, а большая
часть производства размещена в еврозоне.
Эксплуатация
Официально программа самолета А320 началась в марте 1984 г. Первый полет опытный
самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован
в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 г. авиакомпания «Эйр Франс» получила
первый самолет. Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с
электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной
боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и
горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов.
Самолет А320 послужил основой для разработки самолетов А321 (185-местный,
1994), А319 (124-местный, 1996) и А318 (107-местный, 2003).
Аэробус А-320 летает до 4 900 км без посадки,
крейсерская скорость-901
км/ч. Вместимость — 150—179 пассажиров.
Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе
катастрофа А320 Air France, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной
системы управления. Окончательно причина аварии так и не определена, хотя в
официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее
существует мнение, что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные
недостатки самолёта.
Конкуренция
Главным конкурентом для семейства А320 являются самолёты
семейства Boeing 737NG. Boeing 757 конкурирует с А321, обладая несколько
большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его
производство было закончено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 конкурирующими
моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производства
Boeing 717. Также как конкурент может быть рассмотрен Ту-204, однако, по
причине небольшого количества проданных экземпляров влияние его незначительно.
В будущем конкуренцию должен составить российский проект МС-21, находящийся по
состоянию на август 2009 года в стадии начальной разработки.
В 2003 году компания «Аэробус» впервые продала больше
пассажирских самолётов, чем «Боинг».
Технологии
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS
производства французской фирмы «TOMCOH-CSF», состоящим из шести цветных
многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а
также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика
соответствует стандарту ARINC 700.
Обширное применение композитных материалов (около 20 %) в
конструкции самолёта. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (стеклопластик),
Carbon-fiber reinforced plastic (усиленный углепластик или пластик на основе
углеродного волокна), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся
механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки,
панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальный стабилизатор полностью
изготовлен из композита.
Варианты
Взяв за основу A320 были разработаны другие варианты этого самолета различные по
эксплуатационно-техническим характеристикам, пассажировметимости и
грузоподъемности – A321,
A319, A318.
А320
A320 — это 2-х
моторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4
запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180
пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2-2 кресла в бизнес-классе и 3-3
кресла в экономическом) в кабине размещаются 150 пассажиров. В грузовом отсеке
могут поместиться 7 контейнеров AKH — 3 в передней части, 4 в задней. A320 является
— как говорит уже само его имя — моделью-основоположницей удачной семьи А320.
А319
Модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счет уменьшения
пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной
дальностью полета и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолета получают
весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 124
пассажиров на дальность до 6650
км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной
вместимостью до 156 кресел.
А319CJ Модификация
частного самолёта с увеличенной дальностью.
A319LR
A321
Лайнеры А321, которые были введены в эксплуатацию в начале
1994 года, обладают наибольшей размерностью среди самолетов семейства А320.
Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух
классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и низкотарифных, при
этом дальность полета составляет 5600 км.
A318
А318, рассчитанный на перевозку 107 пассажиров в типовой
двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, был
введен в эксплуатацию в июле 2003 года. Он может выполнять полеты на расстояние
до 5750 км.
А318 может эксплуатироваться на более коротких ВПП, чем другие самолеты
аналогичной размерности.
Помимо этого, в 2007 году А318 был сертифицирован на выполнение
посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в
сочетании с низким уровнем создаваемого шума, А318 становится удобным самолетом
для эксплуатации c аэропортов, расположенных в центральной части больших
городов.
На А318 был внедрен ряд улучшенных бортовых систем, которыми
сейчас оснащаются и другие модели семейства А320, что позволяет повысить
надежность самолетов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и
закупку запасных частей. В их числе внутрисалонная информационно-управляющая
система с интерактивным экраном, размещенном на панели управления оборудованием
салона (Cabin Intercommunication Data System).
A318 Elite
Самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus.
Выставлялся на выставке Jet Expo-2007 во «Внуково-3» осенью 2007 года.