Тип пассажирский самолет Разработчик АНТК им. О.К. Антонова Производитель Киевский авиационный завод, Иркутский авиазавод, Улан-Удэнский авиационный завод Первый полёт 20 октября 1959 Начало эксплуатации 1962 Статус эксплуатируется Основные эксплуатанты Аэрофлот, Военно-транспортная авиация СССР Годы производства 1962 — 1979 Единиц произведено 1 367 (включая китайский Xian Y-7) Варианты Ан-26 Ан-30 Ан-32 Ан-34 Xian Y-7 Ан-24
— пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней
протяжённости. Имеет дальность 3 000 км, крейсерскую скорость 490 км/ч,
максимальную взлётную массу 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми
двигателями АИ-24 (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72Т изменяемого шага.
Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких
самолётов, более 300 до сих пор эксплуатируются. История создания и развития
Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолета Ан-24,
предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в
ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с
постановлением СМ СССР № 1417-656 от 18 декабря 1957 года. Согласно
заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной
нагрузкой 4 000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450
км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24. Первый
полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за штурвалом которого
находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году
проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство
самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В
сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31
октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев-Херсон.
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по
1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский
авиационный завод «АВИАНТ». Также Ан-24 производился а Китае под
названием Y-7. Аэродинамическая схема Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым оперением Технические характеристики * Экипаж: 3-6 человека * Пассажировместимость: 32 человека * Грузоподъёмность: 4 200 кг * Длина: 23,53 м * Размах крыла: 29,20 м * Высота: 8,32 м * Площадь крыла: 74,98 м² * Масса пустого: 13 300 кг * Масса снаряжённого: 13 750 кг * Нормальная взлётная масса: 18 000 кг * Максимальная взлётная масса: 19 200 кг * Масса топлива во внутренних баках: 3 950 кг * Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24 * Мощность двигателей: 2 × 2 550 (2 × 1 876) * Воздушный винт: АВ-72Т * Диаметр винта: 3,90 м Лётные характеристики * Максимальная скорость: 540 км/ч * Крейсерская скорость: 420 км/ч * Практическая дальность: 990 км * Перегоночная дальность: 2 820 км * Практический потолок: 9 100 м * Длина разбега: 500 м * Длина пробега: 500 м Модификации Построенные решения: o Ан-24 — первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. o Ан-24 «Нить» — самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
o Ан-24 «Троянда» — летающая лаборатория для отработки оборудования для
поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. o Ан-24А — пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962-1963 годах изготовлено 200 самолётов.
o Ан-24Б — пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой,
рассчитанный на 48-52 места. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400
самолётов. o Ан-24В — экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. o Ан-24ЛП — лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. o Ан-24ЛР «Торос» — самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. o Ан-24ПС — поисково-спасательный на базе Ан-24Т. o Ан-24ПРТ — вариант Ан-24ПС с упрощенным составом оборудования. o Ан-24Р — самолёт радиоразведки и радиоконтроля. o Ан-24РВ — вариант Ан-24Б(В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установки РУ-19А-300. o Ан-24РР — самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967-1968 годах переобрудовано 4 самолёта.
o Ан-24РТ — военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300.
В 1969-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. o Ан-24РТ (Ан-24РТР) — самолёт-радиоретранслятор.
o Ан-24Т (Ан-34) — военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б(В). Имел
большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь
в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в
1961-1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967-1971 годах на
Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. o Ан-24ШТ — штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. o Ан-24УШ — учебно-штурманский вариант Ан-24.Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
o Ан-24ФК (Ан-30) — фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ
Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном
заводе изготовлено 115 самолётов. o Ан-26 — военно-транспортный
самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа,
кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986
годах изготовлено 1398 самолётов. o Y-7 — китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984-2000 годах изготовлено 70 самолётов. o MA-60 — модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией. * Проектные решения: o Ан-24АТ — военно-транспортный самолёт на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
o Ан-24АТ-У — самолёт укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ
(предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных
парашютов). o Ан-24АТ-РД — самолёт на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300. o Ан-24Д — пассажирский вариант, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. o Ан-24К — административный (служебный) самолёт, рассчитанный на 16-18 мест. o Ан-44 — транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в левом борту. o Ан-50 — с 4 ТРД АИ-25 (проект). Разработан в 1972 году. Техническое описание
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из
набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные
соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра.
В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен
пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и багажный отсек.
Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого
удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане
располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях —
два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два
разрезных элерона. Хвостовое оперение -традиционное, дополненное
подфюзеляжным килем. Шасси самолета — трехопорное: две главных
опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри
пневматиков регулируется в полете и на земле. Силовая
установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А.
Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72Т и агрегата
автономного запуска ТГ-16. Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого
двигателя на взлетном режиме — 2 550 л.с. Топливо размещается в 4
мягких баках в центроплане.
Источник: http://ru.wikipedia.org, airlines-inform.ru |