Airbus A320 Airbus A320 Самолёт A319, A320, A321 Тип Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт Разработчик Airbus Первый полёт 22 февраля 1987 Начало эксплуатации апрель 1988 Статус эксплуатируется Годы производства 1987 год — н. в. Единиц произведено 4181 (28 февраля 2010) [1] Стоимость единицы A318: от $56,0 до $62,1 млн.[2] A319: от $63.3 до $77,3 млн. A320: от $73,2 до $80,6 млн. A321: от $87,7 до $92,8 млн. А320 — семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году, он стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления (ЭДСУ«Fly-by-wire» по терминологии Эйрбаса). По состоянию на 28 августа 2009 имеется заказов на 6418 самолётов семейства A320 при чуть более 4000 проданных машин, из которых эксплуатируется 3945 самолётов.[3] До февраля 2008 конечный монтаж A320 производился только в Тулузе, а с марта 2008, из-за большого спроса, конечный монтаж производится также на заводе в Гамбурге-Финкенвердер.[4]Все остальные версии А320 производились и производятся в Гамбурге-Финкенвердер. Кроме этого, в Китае была открыта линия монтажа самолётов семейства А320 с расчетной производительностью 4 машины в месяц (в 2011).[5] Главным конкурентом семейства Airbus A320 является семейство Боинг 737. А320 является вторым по популярности реактивным пассажирским лайнером после Боинга 737. Разработка После успеха А300 консорциум Airbus начал разработку нового самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт — Боинг 727 и ранние варианты Боинга 737. Предполагалось создать самолёт аналогичных размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы А320 преимущество перед основными конкурентами — Боингом 727 и 737. Особенности Пилотская кабина Аэробуса По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа (после выпуска А318, на остальных самолётах семейства А320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version), такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %; новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; LCD дисплеи в кабине пилотов вместо электронно лучевых; Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) А320 пользуется большой популярностью во всем мире. Другой особенностью Аэробуса А320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов. Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов, занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками-«сайдстиками» (side напрямую; любое движение джойстика обрабатывается бортовым компьютером, и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей. Уровень шума взлетающего Аэробус А320 — 82 децибела. Производство Компоненты с различных заводов концерна «Аэробус» перевозят для окончательной сборки в Гамбург (А318, А319, А321) и Тулузу(А320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга». В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A320 из Франции в Германию. Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 36 в месяц с 1 июля 2008 года. Кроме того производство авиалайнеров типа A320 налажено в Китайской Народной Республике. Планируется с 2010 года, что китайские заводы концерна будут выпускать до 50 самолётов в год. А320 помогает «Аэробус Индастри» компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта А380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия. Самой большой проблемой для «Аэробус Индастри» остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, а большая часть производства размещена в еврозоне. Эксплуатация Официально программа самолёта А320 началась в марте 1984 г. Первый полёт опытный самолёт А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 г. авиакомпания «Эйр Франс» получила первый самолёт. Самолёт А320 является первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащённой боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композитных материалов. Самолёт А320 послужил основой для разработки самолётов А321 (185-местный, 1994), А319 (124-местный, 1996) и А318 (107-местный, 2003). Аэробус А320 летает до 4900 км без посадки, крейсерская скорость — 901 км/ч. Вместимость — 150—179 пассажиров. Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа А320 Air France, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Причина аварии так и не была окончательно определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее, существует мнение, что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта. Конкуренция Главным конкурентом для семейства А320 являются самолёты семейства Boeing 737NG. Boeing 757 конкурирует с А321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было прекращено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 конкурирующими моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производстваBoeing 717. Также в качестве конкурента может быть рассмотрен Ту-204, однако по причине небольшого количества проданных экземпляров влияние его незначительно. В будущем конкуренцию должен составить российский проект МС-21, находящийся (по состоянию на август 2009 года) в стадии начальной разработки. Технологии Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «TOMCOH-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Обширное применение композитных материалов (около 20 в конструкции самолёта. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик со стеклянными армирующими волокнами), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик с углеродными армирующими волокнами), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальный стабилизатор полностью изготовлен из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная. Варианты А320 A320 — это двухмоторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2+2 кресла в бизнес-классе и 3+3 кресла в эконом-классе) в салоне размещаются 150 пассажиров. В грузовом отсеке могут поместиться 7 контейнеров AKH — 3 в передней части, 4 в задней. A320 является — как говорит уже само его имя — моделью-основоположницей удачной семьи А320. А319 Модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полёта и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолёта получают весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 124 пассажиров на дальность до 6650 км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной вместимостью до 156 кресел. А319CJ Модификация частного самолёта с увеличенной дальностью. A319LR Airbus A319 представляет собой укороченную версию пассажирского лайнера Airbus A320 с увеличенной дальностью полета. А319 эксплуатируется в авиакомпаниях с 1999 г. и является вторым по популярности самолетом семейства Airbus A320. На базе А319 разработаны модификации A319LR - пассажирский самолет с дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полета до 8300 км и ACJ (Airbus Corporate Jet) - салонный самолет бизнес-класса, перевозящий 39 пассажиров в VIP-компоновке на расстояние в 12000 км. A321 Лайнеры А321, которые были введены в эксплуатацию в начале 1994 года, обладают наибольшей размерностью среди самолётов семейства А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и низкотарифных, при этом дальность полёта составляет 5600 км. A318 А318, рассчитанный на перевозку 107 пассажиров в типовой двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, был введён в эксплуатацию в июле 2003 года. Он может выполнять полёты на расстояние до 5750 км. А318 может эксплуатироваться на более коротких ВПП, чем другие самолёты аналогичной размерности. Помимо этого, в 2007 году А318 был сертифицирован на выполнение посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в сочетании с низким уровнем создаваемого шума, А318 становится удобным самолётом для эксплуатации с аэропортов, расположенных в центральной части больших городов. На А318 был внедрён ряд улучшенных бортовых систем, которыми сейчас оснащаются и другие модели семейства А320, что позволяет повысить надёжность самолётов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и закупку запасных частей. В их числе внутрисалонная информационно-управляющая система с интерактивным экраном, размещённом на панели управления оборудованием салона (Cabin Intercommunication Data System). A318 Elite Самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus; цена самолёта — около $50 млн[6]. Он выставлялся на выставке Jet Expo 2007 во «Внуково-3» осенью 2007 года. Аварии и катастрофы По состоянию на 12 января 2011 года в авариях и катастрофах было потеряно 25 самолётов (два А321, три A319, остальные A320, на счету А318 происшествий нет), погибли 790 человек (по данным таблицы - 806 чел.).[7][8][9] Дата Бортовой номер Место Жертвы Описание происшествия 26.06.88 F-GFKC Мюлуз 3/136 Показательный полёт на малой высоте, врезался в деревья 14.02.90 VT-EPN Бангалор 92/146 Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов 20.01.92 F-GGED у Страсбурга 87/96 Разбился при снижении, экипаж неверно понял показания приборов 14.09.93 D-AIPN Варшава 2/70 При посадке выкатился за пределы ВПП из-за ошибок экипажа 10.03.97 A4O-EM Абу-Даби 0/115 Прерванный взлёт 22.03.98 RP-C3222 Баколод 3+0/130 При посадке один двигатель забыли перевести на реверс 11.04.00 F-OHMD Минатитлан 0/0 Сгорел при заправке 23.08.00 A4O-EK Бахрейн 143/143 Не смог уйти на второй круг, разбился в море 07.02.01 EC-HKJ Бильбао 0/143 Грубая посадка 24.07.01 4R-ABA Коломбо 0/0 Атака «Тамильских тигров» на аэропорт 28.08.02 N635AW Финикс 0/159 Грубая посадка 19.01.03 N313NB Нью-Йорк 0/2 Врезался в стену при движении к терминалу, ошибка техников 21.03.03 B-22603 Тайнань 0/175 Грубая посадка 03.05.06 EK-32009 около Сочи 113/113 Разбился в море при уходе на второй круг, ошибка КВС 05.05.06 EK-32001 Брюссель 0/0 Сгорел в ангаре 05.05.06 EK-32010 Брюссель 0/0 Сгорел в ангаре 05.05.06 SX-BVB Брюссель 0/0 Сгорел в ангаре 17.07.07 PR-MBK Сан-Паулу 12+187/187 При посадке сошел с ВПП и врезался в склад ГСМ 26.10.07 PR-C3224 н.д. 30.05.08 EI-TAF Тегусигальпа 2+3/124 Выкатился за пределы ВПП и развалился на части 23.06.08 B-6167 н.д. 27.11.08 D-AXLA у Перпиньяна 7/7 Полёт на малой высоте и малой скорости, ошибка экипажа 15.01.09 N106US Гудзон 0/155 В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду. 28.07.10 AP-BJB у Исламабада 152/152 Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. 24.09.10 EI-EDM Палермо 0/129 Грубая посадка до торца ВПП. Списан[10]. По материалам свободной энциклопедии ВИКИПЕДИЯ.
Источник: http://ru.wikipedia.org |